Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Елена Ракитская: «Многому учусь у детей»

Елена Ракитская: «Многому учусь у детей»

 Заведующая отделением театрального искусства Фрязинской детской школы искусств «Лира», руководитель театральной студии «Мы!» при Доме культуры «Факел», женщина-праздник, исполненная обаяния и энергии, – всё это о ней. О творчестве, детях, перипетиях судьбы и надеждах – наша беседа с Еленой Ракитской.  

 


 ракитская1

– Елена Сергеевна, с чего началась Ваша работа во Фрязине?

 

– Десять лет назад меня, студентку МГУ культуры и искусств, пригласила сюда сестра: она училась в филиале СГУ и занималась КВН, ребятам понадобилась моя помощь. В процессе я познакомилась с Натальей Елизовой, которая вела занятия на театральном отделении в Центре эстетического воспитания детей, ставшем впоследствии школой искусств «Лира». Так получилось, что вскоре Наталья Викторовна передала мне свою работу по наследству.

Так я в один момент получила три класса детей с разным уровнем подготовки. Педагогического опыта у меня не было совсем, я едва успела сама стать мамой, поэтому усиленно старалась делать вид, будто мне не страшно, хотя волновалась очень! Нужно было быстро завоевать авторитет и доверие ребят, нащупать правильную учительскую дистанцию. Это была моя первая настоящая, взрослая работа.

Поначалу я просто старалась переносить в школу то, что мне преподавали в институте, с поправкой на уровень подготовки и возраст детей. Потом, когда у нас начали получаться спектакли, нас признали на фестивалях, пришло невообразимое воодушевление. Вообще с детьми так всегда: сначала, в процессе обучения и подготовки выступления, они каждый день по капельке выпивают тебя, напрочь изматывают, выжимают, как лимон; а потом, когда наступает время выходить на сцену, вдруг разом возвращают всю энергию назад, и она буквально сбивает с ног.

Надо сказать, что дети тоже так втягиваются в творчество, что жалеют, когда курс обучения заканчивается. Со временем мы перешли на пятилетнюю программу, но и её бывает мало. Театральная студия «Мы!» при «Факеле» появилась благодаря моим первым выпускам: ребята попросту не захотели расходиться после учёбы.

 

– Вы с детства готовили себя к работе в театре?

 

– Нет! Моя мама – врач, папа – музыкант; после музыкальной школы я собралась было поступать в музыкальное училище, но засомневалась и решила получить «нормальную профессию», которая гарантирует мне кусок хлеба. Я успешно занималась английским языком, поэтому готовилась стать лингвистом-переводчиком, но в год моего поступления был какой-то невероятный наплыв абитуриентов, баллов не хватило, в итоге мне предложили остаться в ЛесТехе на другом факультете, ФЭСТ. Я согласилась – в первую очередь из-за театральной студии, которая при нём существовала. Там я успешно и с большим удовольствием прозанималась всю студенческую эпоху, и в качестве дипломной работы у меня был бизнес-план постановки в любительском театре.

Как только я смогла предъявить родителям диплом с «нормальной специальностью» «менеджер», начала готовиться к поступлению в театральный вуз. В нашей семье считалось, что актриса, режиссёр – это не профессии, но я ничего не могла с собой поделать.

 

– Ваше второе образование – режиссёр любительского театра?

 

– Да, хотя и как актриса я с удовольствием и много работала с однокурсниками и вообще поступила в МГУ культуры и искусств благодаря актёрскому мастерству. Накануне экзамена, когда вечером я шла домой с двумя сумками (в одной все документы, в другой – тщательно и с любовью склеенный совместно со знакомой художницей макет для творческого конкурса), меня ограбили! Мой муж обежал каждого дворника в округе, и на утро вещи нашли, но в таком виде, что нести это в приёмную комиссию было нельзя. Пришлось всё за ночь восстанавливать и идти в университет с опозданием, со справкой из полиции. В итоге я поступила, но даже не благодаря отреставрированному проекту постановки, а подготовленной программе по актёрскому мастерству, на курс к замечательной Изольде Васильевне Хвацкой – педагогу и человеку, перед которым я преклоняюсь, доценту Щепкинского училища, режиссёру, преподавателю МГУКИ. Это было чистое блаженство: очень волнительные, интересные шесть лет учёбы.

 

– Как вышло, что Вы, кроме всего, ещё и взялись за перо?

 

– Я поняла, что иногда бывает проще сделать самой, чем найти готовое решение, которое бы меня устраивало. Когда мы только создали при ЦКиД «Факел» театральную студию «Мы!», то начали с новогодних представлений. Сценария по душе я так и не нашла, в итоге села писать его сама.

Первая большая вещь, которую пришлось переделать под себя, – «Приключения необыкновенного щенка на острове друзей», которая получилась из «Голубого щенка», любимого с детства мультфильма. У сказки был существенный недостаток – отношение в обществе к слову «голубой» приобрело совершенно определённый характер, что перечеркнуло всякую возможность ставить её в прежнем виде. И я решила её фактически переписать, что и сделала. Мой папа как профессионал подключился к нашей студийной работе и, кроме того, что сочинял музыку, нещадно правил тексты песен. Так мы учились писать: и я, и Маргарита Бабушкина, наша актриса и поэт, на стихи которой сегодня поют дети-финалисты проекта «Голос». А из «Щенка» получился новый спектакль с элементами интерактива, что с тех пор стало нашим кредо: дети в зале обязательно должны участвовать в происходящем на сцене.

Потом были «Восемь женщин», мой дипломный спектакль. Вот тогда в моей жизни наступил ключевой момент осознания себя как режиссёра, руководителя. Каюсь, была мысль: лучше бы я была просто актрисой, делала, что мне говорят, и никаких забот. Сейчас я получаю истинное удовольствие от работы, больше ничего не боюсь.

В начале ноября мы с детьми впервые поехали на три дня в Нижний Новгород, на международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Золотая стрекоза». Мы стали лауреатами первой степени с «Букволяндией», а Василиса Панова взяла Гран-при в чтецкой программе! Так мы выяснили, что гастроли мобилизуют ребят, благотворно сказываются на взаимопонимании и сплочённости коллектива. И сегодня на областном фестивале «Театральный Олимп» мы вполне заслуженно получили специальный приз как лучший актёрский ансамбль, помимо лучшей роли второго плана среди мальчишек, которую сыграл Стас Бендер, и главного трофея – диплома лауреата третьей степени. Мы уступили только профессиональному театру из Реутова и школе искусств Дубны: они задействовали в своей постановке выпускников театральных вузов.   

 

– В чём Вы видите свою главную задачу как педагога?

 

– В общеобразовательной школе детей стараются сделать одинаковыми, привести к удобному для общества стандарту. Мы же, напротив, занимаемся выявлением и развитием индивидуальных черт, возвращаем ребёнку лицо. Часто в студию приходят подростки – сгорбленные, забитые, в глаза не смотрят, бурчат под нос: «Хочу быть актёром, но стесняюсь». Некоторые дети, наоборот, умеют выражать эмоции только кулаками. Приходится их выравнивать, принимать удар на себя, вытаскивать из раковины. Зато какое удовольствие наблюдать, какими они становятся, когда раскрываются! Я стараюсь не бросать никого: если они пришли ко мне, значит, им это нужно.

«Лира» и «Мы!» становятся им вторым домом, второй семьёй. Звучит высокопарно, но мне нравится, что мы спасаем детей от улицы. Они взрослеют на моих глазах; внутри студии создаются семьи, уже родились двое деток – Лёвушка и Евочка: они растут за кулисами и, можно быть уверенным, продолжат актёрскую династию.

В скором времени надеемся выйти на уровень народного театра, сейчас готовим документы и, если получится, станем первыми в городе. Во Фрязине уже есть отличный кинотеатр, дворцы культуры с хорошими сценами, но нет ни одного театра!  Мы хотим это исправить. Если всё сложится удачно, то в феврале нам предстоит защита звания, и мы будем очень ждать на спектакль всех зрителей, всех друзей, которые нас поддерживают.

Беседовала Ольга Соболевская

Поделиться: