Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Сергей Винценц: «Физика – это целый Космос»

Сергей Винценц: «Физика – это целый Космос»

Активный деятель науки и образования Фрязина Сергей Винценц окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, отделение экспериментальной и теоретической физики аспирантуры МГУ, работал во фрязинском ИРЭ, где прошёл путь от младшего до старшего научного сотрудника и стал кандидатом физико-математических наук. Учёный посвятил серьёзным исследованиям более 20 лет своей жизни. Сегодня Сергей Викторович – учитель углублённой физики и руководитель двух проектов – участников конкурса «Наше Подмосковье». Один из них посвящён спорту, другой – науке. За почти 12 лет работы в МОУ СОШ № 3 Сергею Викторовичу удалось «углубить» изучение физики, создать волейбольный клуб для старшеклассников и Научное общество учащихся (НОУ) «Фотон».


IMG_8203

– Сергей Викторович, как получилось, что успешный учёный в расцвете карьеры решил посвятить себя педагогике?

– Во время написания докторской диссертации я осознал, что мне нравится работать с детьми: ежегодно давал частные уроки школьникам при подготовке к вступительным экзаменам в институты. Мои ученики поступили на физический и механико-математический факультеты МГУ, а также в МГТУ имени Н. Баумана. В экспериментальной физике «общение» ведётся преимущественно с приборами, а при работе с детьми попадаешь в настоящий живой поток, многому учишься у самих ребят и понимаешь «в реальном времени, сейчас» всю необходимость этой работы. Я сейчас работаю в том самом кабинете школы № 3, где сам получал первые уроки физики.

Физика в школе – не только теория мелом на доске. Я и мои коллеги не рассматриваем детей только как «сосуды для знаний». Мы стараемся привить им понимание, что точные науки дают самый мощный импульс для развития их личности и интеллекта. А это нужно, чтобы во взрослой жизни, сталкиваясь с бытовыми и иными проблемами, наши воспитанники смогли бы быть успешными в карьере и в ситуациях постоянного выбора.

– Сергей Викторович, а как возникло Научное общество учащихся «Фотон»?

– Общество возникло три года назад по инициативе директора Валентины Жадовой и зам. директора по УВР Натальи Буслаевой. В его основе – создание активистами индивидуальных или коллективных проектов. В школе № 3 исследовательской деятельностью занимаются энтузиасты независимо от классов и возраста, а направления учебных исследований выбираются между гуманитарными, естественными и физико-математическими науками. Для начальной школы, к примеру, выделена секция «Почемучки». Мы решили, что первым словом в названии проектов секции будет «Почему», ведь это слово охватывает все области наук. Средний возраст юных исследователей охвачен двумя секциями: 5-7 классы – это «предметные рефераты», а с 8 класса начинаются уже «предметные исследования». По мере взросления участников Общества процесс смещается в сторону научных исследований. Как известно, главная задача учебного процесса – научить учащихся думать, поэтому оригинальные, авторские проекты всегда поощряются и, как правило, становятся победителями конкурсов Общества.

Ежегодно в работе НОУ участвуют около 15-20 учителей, и в основном именно они и предлагают темы проектов, но иногда темы определяют сами ребята. Я лично в 2014/15 учебном году курировал шесть проектов, из которых три предложили мои ученики. Например, ученица одиннадцатого класса Татьяна Шемшур предложила исследовать и сделать макет кольцевого ускорителя. В течение учебного года работа была завершена: по кругу бегает шарик, обладающий магнитными свойствами, а вокруг него установлены электромагнитные пушки Гаусса. В определённое время через катушки проходит электрический ток, и они превращаются в магниты, которые притягивают движущийся предмет, – простое устройство, вся хитрость в том, чтобы вовремя включать и прекращать подачу тока. Этот проект стал победителем областной конференции в МГОУ. Также с моей помощью Никита Копнин, Владимир Алешин и Антон Кутуков из 10-го класса экспериментально и теоретически изучали «квадратные мыльные пузыри» в жидких плёнках. Этот проект занял второе место на региональном конкурсе «Юный исследователь» в Черноголовке. Ещё одно интересное исследование представила Анна Туркина из нынешнего 9-го физико-математического класса. Девушка была увлечена фотографией в стиле «фриз-лайт». Мы обсудили её удивительные фотографии «замороженного света» с точки зрения законов геометрической оптики, и в итоге эта необычная работа заняла призовое место в МГОУ. Хочется особо подчеркнуть, что все учителя третьей школы – научные руководители завершённых гуманитарных и физматовских работ НОУ «Фотон» – совершают незримый педагогический подвиг!

– В физике сейчас много новых открытий. Рассказываете ли Вы о них своим ученикам?

– В нашем городе у учителей физики есть возможность свои лучшие проектные исследовательские решения представлять на городской семинар, который проводится в гимназии при участии фрязинских учёных. Школа ежегодно направляет на подобные семинары учащихся десятых физико-математических классов и групп. Кроме этого активисты участвуют в других научных мероприятиях. Например, в сентябре физико-математические бои организует лицей. Главная цель мероприятия – научить ребят деликатно и правильно вести научную дискуссию. В октябре мы ежегодно рекомендуем ученикам  побывать на фестивале науки, который проводит МГУ и в рамках которого известные учёные популяризируют новые знания.

– Другой Ваш проект – волейбольный клуб...

– Увлечение волейболом идёт из юности: мы играли в волейбол в сборной юношеской команде школ Фрязина «Олимп», и я несколько лет был капитаном команды. Когда стал работать в школе, практически сразу предложил организовать ВК, и директор поддержала мою инициативу: клуб существует уже десять лет. Его смысл не столько в том, чтобы непременно занимать в городе призовые места (хотя это у нас получается), а чтобы лишний раз вытащить школьников из их любимых гаджетов. Волейбол развивает навыки работы в команде: это и самоотверженность, и чувство локтя. Ребята из команды продолжают дружить и в физико-математических классах.

Увлекая ребят спортом и наукой, какую цель Вы преследуете?

– Одна из главных – вернуть ребёнка из его виртуальной реальности в настоящий мир, помочь развитию его здоровья и мозга. Современное «цифровое поколение» очень сильно увлечено экранными приборами, что может в итоге не только вызвать поведенческие отклонения и торможение развития личности, но и принести существенный вред здоровью детей. В западной литературе даже появился такой термин: «цифровое слабоумие». Медицинские исследования доказали, что только глубокий анализ, переработка и синтез информации из реальной жизни способствуют развитию человеческого мозга. Это и есть та практика, которой ребята занимаются в научных обществах и в специализированных классах.. При этом они получают возможность переключить умственную активность на физическую. Спорт, наука, искусство – это грани образования всесторонне развитых людей. Главная идея школьного воспитания, на мой взгляд, – сделать  ребёнка глубоким, интересным человеком, и тогда вокруг него выстроится интересная и успешная жизнь, а в его круг общения придут интересные люди.

– Сергей Викторович, посоветуйте будущим выпускникам перспективные направления трудовой деятельности?

– Сегодня самые престижные и финансируемые государством направления лежат на пересечении фундаментальных наук. Это так называемые кросс-дисциплинарные направления: биоинженерия, химическая физика, квантово-механический анализ наноразмерных молекул и другие. У нас в городе – вакуумная и твердотельная оборонная СВЧ-электроника, волоконно-оптические лазерные системы фотоники. Я сторонник того, чтобы человек, зная, какие специальности востребованы, всё-таки делал выбор исходя из своего внутреннего призвания. Ведь одна из главных составляющих счастья – это любовь к своей профессии. Работа должна совершаться легко и с удовольствием. Для меня самое главное – возможность творить, а школьная администрация всегда поддерживает новые перспективные идеи и даже мои необычные инициативы. Выпускники школы № 3 ориентированы на развитие именно России, и для меня это очень важно.

Беседовала Анна САХАРОВА

 

 

 

Поделиться: