Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Актуально \ Великая русская языка

Аффтар, пеши ищо?

 Уровень знания российскими выпускниками русского языка в этом году официально признан низким. Минимальный балл ЕГЭ пришлось снизить и сразу на треть.

Что происходит в некогда «самой читающей в мире» стране и к чему это может привести? На эту тему мы порассуждали с учителем русского языка и литературы МОУ лицей г. Фрязино Ириной Валерьевной Никитиной.

   


 

Ирина_Никитина.jpg

 

Куда делась грамотность?

Первая и главная причина современной безграмотности детей и молодёжи в том, что книга уходит из нашей жизни. Воспринимая текст, ты хочешь-не хочешь, запоминаешь написание слов и расстановку знаков препинания. Грамотность приходит сама собой, подспудно.

Простой пример из практики. Один мальчик блестяще писал диктанты, интуитивно верно расставлял знаки препинания. Но если я спрашивала правила, ему приходилось ставить «двойку» – он их не знал! Более того, ребёнок был не из русской семьи, его родители – иностранцы. Выяснилось, что в детстве он читал настолько много, что родителям приходилось его ограничивать: он читал даже ночами под одеялом с фонариком. Ещё была девочка, которая прочла всего Набокова, это её любимый писатель. У неё тоже была абсолютная грамотность, «не отягощённая» знанием теории.

Так что врождённой грамотности не бывает, все грамотные дети просто очень много читали. Потому что книга – естественный и самый эффективный способ постижения языка.

 

Язык нужно чувствовать

Правила в русском языке появились не так давно, во времена массового насаждения грамотности, когда за короткий срок было необходимо научить человека читать-писать.

До революции даже предмета такого не было, языку дети учились, читая и переписывая труды классиков, на бессознательном уровне запоминая, как пишутся слова и строятся фразы. Классическое гимназическое образование было самым эффективным, оно вырабатывало чувство языка. Со сменой системы образования его утратили, сегодня мы учим языку искусственно, неестественно.

 

Как разрушалась грамотность в России

Революция 1917 года изменила систему образования – русский язык классифицировали, упростили графику... Оно бы и неплохо, если бы не дальнейшие исторические события в стране.

Исчезла культурная среда. Во главу угла поставили рабочий класс, и на государственном уровне сделали так, чтобы получать высшее образование стало невыгодно. Идя после школы на завод, ты зарабатывал денег больше, чем после нескольких лет дополнительной учёбы в вузе. Эта разница стала максимальной к концу восьмидесятых: штамповать, скажем, пакеты в кооперативе стало в десять раз прибыльнее, чем работать учителем или врачом. Искоренение общей культуры, естественно, отразилось и на языке.

У детей отняли родителей. В девяностых, чтобы выжить в «новой России», взрослым приходилось крутиться день и ночь. Я лично рисовала матрёшек, муж летал за рубеж сбывать эти экспонаты, потому что зарплату учителям не платили совсем.

Волка ноги кормят, поэтому папы во многих семьях хронически отсутствовали. Не зря это поколение называют «потерянным» – родители мало им занимались, да и в школах-вузах они толком не учились.

Эпоха лени. Поколения различаются. Советской закалки трудоголики, готовые работать днём и ночью, сегодня на пенсии. Мы – средний возраст - уже готовы трудиться меньше, соответственно зарплате. Дети же не готовы напрягаться вообще. У них совсем другой подход: «Дайте нам, развлеките нас, разжуйте нам, вы должны». Добывать знания им неинтересно. По новым федеральным образовательным стандартам я не должна учить конкретике, а лишь давать ребятам инструменты в надежде, что всё остальное они «добудут» дома сами. Но они в большинстве не хотят делать ни одного лишнего движения – сколько задано, столько и сделают, ничем дополнительно не увлекаются.

5

 

Новые ФГОСы. Бесконечная череда перемен в системе образования, надеемся, приведёт когда-нибудь к верному решению проблемы. Но пока у нас период противоречивых нововведений.

Объяснительный метод преподавания ушёл, мы должны использовать деятельностный подход, то есть побуждающий ребят к самостоятельной работе. Ученики обязаны сами сформулировать тему, выработать навык и закрепить его – идея прекрасная. Но это гигантская работа, она не вмещается в отведённое для урока время!

Учителя должны «не набивать» головы детей знаниями, а давать инструменты для поиска нужной информации. Так было всегда в высшей школе, сейчас это распространили и на среднюю. Но дети младшего далеко не все так могут. К тому же «срезовые» контрольные работы по-прежнему рассчитаны на конкретные знания! Поэтому учителя вынуждены, даже работая по новым ФГОСам, стоять одной ногой в классической, подражательной системе образования. Ведь она вырабатывалась и проверялась на эффективность веками! Как на Тибете учат монахов-гуру? Берут маленького мальчика и предлагают ему несколько лет тенью следовать за учителем, повторять все его движения, ни слова не говоря, что и как делать. Он до всего доходит сам, из практики, только подражая.

И у нас всегда так было: «смотри, как делаю я». А теперь мы говорим «учись сам», но это долго и не для всех приемлемо. Недоработки в системе колоссальные, но изменения к лучшему уже идут, методом проб и ошибок мы придём к правильному решению. Сегодня в школу снова приходят малыши, которые хотят учиться. Культурная «дырка» в обществе начинает зарастать, яма деградации закончилась. Да и учебники становятся всё лучше, продуманнее. Теперь важно вернуть книги.

Как я радовалась в первый год, когда убрали сочинение из обязательных экзаменов и ввели тесты ЕГЭ! В то время выходила масса сборников кратких содержаний произведений школьной программы и готовых сочинений, началось повальное списывание. Важное умение – создавать текст на своём языке – фактически было утрачено.

Что такое ЕГЭ? Выбор ответа и галочка – многие делают наобум. Есть большой соблазн не учиться совсем, устремив все силы на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ. Теперь сочинение возвращают, и слава Богу. Главное, чтобы сделали это с умом, без точного перечня тем, по которым можно найти готовое сочинение и списать. Важно не допустить возвращения к шаблону.

Зачем нужно читать?

Книга учит думать.  Хорошую книгу можно перечитывать, и каждый раз находить в ней для себя что-то новое. Ты сам дорисовываешь портреты героев, декорации. Читать намного полезнее для развития, чем просто посмотреть фильм. Но, увы, это уходит, жизнь становится слишком быстрой.

Одна из бед современных детей - Интернет. У компьютера есть жирный минус - там слишком много информации. А человеческая голова тем временем имеет ограниченное количество «гигабайт встроенной памяти».

Взрослые умеют отличить нужные сведения от малограмотного бреда, а дети – нет. Они потребляют всю информацию подряд и потому быстро теряют и силы, и время. Где уж тут взять ресурс на книги?

Особенно разрушительно, что в интернете далеко не всегда соблюдаются орфографические нормы. Дети подспудно учатся безграмотности так же, как наши предки учились грамотности на уроках словесности. Они даже и не понимают, что делают ошибки в тетрадках, потому что считают это нормальным! Выросло новое поколение, которое считает «чё», «превед» и «ржунимагу» нормальными словами!

Чтение – единственный способ вернуть грамотность. Заставить читать нельзя, а вовлечь собственным примером – можно. Если ребёнок видит, что мама или папа находят время для того, чтобы почитать, он будет делать то же самое. Главное – вовремя подбрасывать чаду хорошие и интересные книжки. «Интересные» даже нужнее, чем «хорошие» с вашей точки зрения. Пусть читает что хочет. Со временем он научится различать качественную литературу и ерунду.

Записала Елизавета МИШКИНА

 

 Дети –  это  «продукт» своего времени и общества. 

Поделиться: