Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Общество \ Первый раз в первый...

Трудности адаптации

Первые недели сентября – непростая пора для первоклассников. Требований к ним немало: на уроках они должны сидеть тихо, держать осанку, внимательно слушать учителя, правильно отвечать на вопросы. Им нужно быть серьёзными, ответственными и усидчивыми. Но готовы ли к этому дети? 


Как быстро проходит адаптация вчерашних детсадовцев к новой жизни? Что должны сделать взрослые, чтобы помочь им? Об этом нам рассказала педагог-психолог из МОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов Наталья Климашова.

_MG_3648

Уже в первые дни сентября к психологу обратилась мама одного из первоклассников с просьбой понаблюдать за ребёнком. «Я не знаю, как обстоят его дела в школе, – сетовала мама. – Хороша ли его успеваемость, всё ли он понимает на уроках? Он ничего не рассказывает. На вопрос: «Как дела?» – отвечает: «Нормально», на вопрос: «Что задали?» – отвечает: «Не помню». В тетрадках вроде бы все задания выполняет». По мнению Натальи Николаевны, у всех ребят процесс адаптации проходит по-разному. Кто-то рассказывает о школе без умолку, кто-то предпочитает молчать. Если ребёнок не хочет разговаривать о школе, не стоит настаивать на этой теме. Достаточно просто поинтересоваться и больше наблюдать за ним.

«Адаптация первоклассника к школе во многом зависит от взрослых, в том числе и от школьного психолога,  – говорит педагог-психолог. – Считаю, что самыми важными являются первые дни нахождения детей в школе. Поэтому моя работа с первоклассниками  каждый новый учебный год начинается с линейки 1 сентября.  В это время я в основном  наблюдаю, беседую с детьми, учителями, родителями. Главная моя задача – своевременно оказать психологическую помощь ребёнку, если он в этом нуждается.

В течение первых трёх недель каждый день интересуюсь, как обстоят у них дела. В среднем процесс адаптации длится около двух-трёх месяцев, но каждый ребёнок имеет свои особенности. Кому-то для того, чтобы привыкнуть к школе, достаточно двух-трёх недель, а кому-то на это не хватит и полугода».

Наталья Николаевна как школьный психолог посещает учебные занятия, наблюдает за ребятами, чтобы понять, как они ведут себя во время уроков, готовы ли включиться в работу, часто ли отвлекаются; регулярно проводит развивающие занятия, чтобы помочь ребятам познакомиться друг с другом, выстроить свои взаимоотношения, снять тревожность первоклашек, повысить их самооценку и, конечно же, помочь принять правила школьной жизни, что для некоторых ребят бывает непросто. В начале ноября, когда ребята более-менее привыкают к новой обстановке, она проводит анкетирование среди родителей и учителей. Какие эмоции вызывают у ребёнка разговоры о школе? Как он отзывается об одноклассниках? Нравится ли ему учитель? Самостоятельно ли он справляется с домашними заданиями? Болел ли ребёнок в этот период? Всё это – показатели адаптации. Свою экспертную оценку приспособленности ребёнка к школе дают и учителя. Как он взаимодействует с одноклассниками? С каким настроением приходит в школу? Готов ли отвечать на вопросы учителя? Повторное анкетирование в феврале позволяет сравнить результаты и сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок адаптировался к школе.

По мнению директора школы Валентины Жадовой, в этом году адаптация первоклассников прошла очень успешно: они быстро включились в работу, поняли требования педагогов и школьные правила. Отчасти это связано с тем, что многие из них ходили на подготовительные занятия в течение почти всего предшествующего учебного года, а также зависит от родителей,  которых в этом учебном году отличают тактичность и уважение к школе.  Поэтому уже в сентябре нового учебного года ребята  почувствовали себя своими в школе. «Они знают, как правильно поставить стул возле парты, как нужно держать осанку, как обращаться к учителю, им легко. И в этом заслуга учителей начальных классов Л.В. Войновой, Н.С. Астапенковой, О.А. Хромовой», ­­– рассказывает Н. Климашова. С начала учебного года шефство над малышами берут старшеклассники. Каждый день учащиеся дежурного класса встречают первоклассников в раздевалке, помогают расстегнуть молнии на курточках, переобуться, завязать шнурки на ботиночках, провожают в класс. Малыши чувствуют, что о них заботятся, и меньше волнуются.

Конечно, важную роль в адаптации первоклассников к школе играют родители. Психолог Наталья Климашова порекомендовала мамам и папам наблюдать, с каким настроением ребёнок идёт в школу, с каким возвращается обратно, интересоваться, что было запоминающегося в школе, каких результатов он добился. «Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка и кричать на него, – считает психолог. – Обратите внимание на его успехи. Найдите в прописи именно ту палочку, которая у него получилась лучше других. Обратите его внимание, что взрослые тоже делают ошибки. Никто не идеален: все мы учимся и добиваемся результатов. Ребёнок научился чему-то новому? Похвалите его.  Во всём ищите плюсы. Показывайте ребёнку, что его любят таким, какой он есть, а не за его достижения. Ни в коем случае, даже в сердцах, не говорите ребёнку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми – одноклассниками, братьями-сёстрами, соседскими детьми, Вами самими в его возрасте. Сравнивайте новые успехи вашего ребёнка с его прежними достижениями.

Если ребёнок пошёл в школу, это не означает, что он стал взрослым и самостоятельным.  Ему по-прежнему нужны ваши любовь и поддержка. Поберегите здоровье ребёнка. Постарайтесь хотя бы первые полгода не нагружать ребёнка новыми кружками, так как в период адаптации это может привести к перегрузкам».

Н. Климашова советует родителям будущих первоклассников не навязывать им свои страхи и ожидания и не разговаривать слишком много о школе. Не нужно обещать ребёнку то, чего в школе нет, чтобы он не разочаровывался при столкновении с реальностью.  «Очень важно, чтобы родители хорошо отзывались о школе и учителе, – подчеркнула Наталья Николаевна. – Иногда они критикуют современную систему образования, которая отличается от той, которая была в их школьную бытность.  Ребёнок, услышав такую критику, может отказаться от учёбы. Чтобы этого не произошло, родители всегда должны демонстрировать положительное отношение к школе и учителям». 

Поделиться: