Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Актуально \ Незаконная реклама

Стихийное бедствие

Реклама, как известно, двигатель торговли. Продать свои товары и услуги, не надеясь на сарафанное радио, пытаются многие и разносят весть о себе любыми доступными способами.


DSC_3430

В том числе в обход закона о рекламе, который призван упорядочить эту информационную вакханалию. Согласно ему плакаты, объявления, баннеры (да и вся возможная полиграфия) должны размещаться на специально предназначенных для этого конструкциях, за которыми ухаживают собственники. Однако зачем соблюдать закон, если наказание за его нарушение несущественно? «А то, что город потонул в бумажном мусоре, так это ничего, главное - выгоду получить», – очевидно, так рассуждают заезжие торговцы, которых городские службы иначе как бедствием не называют.

Александр Саламатин, директор МБУ «Городское хозяйство», так комментирует ситуацию:  «Чистить город от такой рекламы приходится нам, дважды в неделю срезаем и вывозим примерно по полтора десятка больших баннеров и мешков десять частных объявлений со столбов. Например, на прошлой неделе мы трижды выезжали на улицы и снимали с ограждений «растяжки» ветеринарной клиники и фирмы, торгующей межкомнатными дверями: согласования на это не было ни у тех, ни у других.

Это большая проблема для города. Основная масса нарушителей – гастролёры: приезжие коммерсанты и артисты. Часто они вообще не считают необходимым с кем-то согласовывать размещение своих афиш и объявлений, решают этот вопрос по своему усмотрению.

Большая часть ярмарок проводится под контролем Торгово-промышленной палаты, было бы логично именно ей контролировать вопрос размещения всех этих временных рекламных плакатиков. Например, можно при заключении договоров изначально закладывать дополнительные средства на последующую «зачистку» территории. Это будет справедливо».

реклама

Константин Русаков, заместитель генерального директора фрязинской Торгово-промышленной палаты: «Вместе с договором каждый организатор выставки-ярмарки получает специальную памятку, в которой указаны правила торговли в городе, там масса требований, в том числе о чистоте и соблюдении закона о рекламе. Мы напоминаем об этом, но сами штрафовать не имеем права.

Торгово-промышленная палата старается работать с проверенным кругом добропорядочных клиентов – предпринимателей и организаций, они ведут себя достойно, потому что знают, что им предстоит ещё не раз возвращаться в наш город. Но приезжие торговцы останавливаются и на частных территориях. Самое большое бедствие – когда нагрянет распродажа конфиската. Мы с ними не работаем: как правило, организаторы привозят товар без какой-либо документации, а торговлю ведут с нарушением всех возможных и невозможных правил. Мы даже пытались увещевать собственников частных помещений не иметь с ними дела, но кто согласится упустить свою выгоду? 

Но самое главное – «конфискатчики» очень агрессивно продвигают свой товар. Они заклеивают своими красно-чёрными плакатами весь город, от урны до дерева, и ничего за собой, конечно, не убирают. Мы как организация, содержащая стенды на подъездах, обязаны зачищать фасады домов от несанкционированной рекламы и объявлений, периодически заодно прибираем и территорию города. Как-то подсчитали «улов» рекламы после одной такой ярмарки конфиската – тысяча плакатов!

Наказать рублём нарушителей может только Госадмтехнадзор, но, похоже, его штрафы торговцы рассматривают как плату за право творить беспредел и  дальше и продолжают это делать».

Владимир Савельев, начальник территориального отдела № 9 ТУ № 1 Государственного административно-технического надзора Московской области: «Бороться с правонарушителями такого рода сложно. И дело вовсе не в размере штрафов, они как раз вполне чувствительные: от 3 до 5 тысяч рублей для физических лиц, до 30 тысяч – для должностных и до 50 – для юридических. Проблема в доказательной базе. Чаще всего на таких информационных материалах не указано ничего, кроме контактного телефона или адреса, по которому в аренду снято временное помещение. Когда обращаемся туда, чаще всего слышим в ответ: «Мы ничего не клеили, кто это сделал, не знаем». Иногда признают: «Да, наша вина!» - и оплачивают штраф, чтобы от них отстали; при этом  организаторы торговли стараются «сдаться» как частные лица, чтобы наказание было минимальным. В единичных случаях удаётся расклейщика поймать за руку с поличным.

Выходит, по большому счёту, это недоказуемое правонарушение, поэтому закон рассматривает все эти информационные материалы просто как уличный мусор, наравне, скажем, с обёрткой от мороженого. Убирать его должен хозяин территории, то есть власти города. Будут они для этого создавать муниципальное учреждение или нанимать частное, неважно. Это такая же стихия, как снегопад или ураган – неизбежная, но её последствия подлежат устранению».

Обратная сторона

Впрочем, в грехе замечены и не заезжие, а местные компании. Александр Саламатин рассказывает: «У нас был прецедент, когда по всему городу появились плакаты с рекламой курсов английского языка, вывешенные на фонарных столбах на довольно большой высоте. Видно, что не на бегу делали, а пользовались лестницами, чтобы мы не смогли всё это снять быстро. Когда по адресу, указанному на плакатах, пришли с претензиями, там ответили, что эту рекламу… вывесили конкуренты, чтобы дискредитировать компанию в городе».

3Фанерные или картонные таблички с рекламой товаров и услуг висят по городу и сейчас. Мы позвонили по нескольким контактным телефонам, чтобы выяснить, в курсе ли люди на другом конце провода, что их реклама незаконна.

В фирме, со столба предлагающей услуги по ремонту холодильников и стиральных машин, на все вопросы ответили «Нет»: не в курсе, в Закон «О рекламе» не смотрели, Госадмтехнадзор не наведывался. Зачем повесили? Чтобы люди видели, конечно!

Девушка из компании по доставке пиццы, суши и шашлыка отреагировала отзывчиво: записала адрес, по которому висит реклама, и предположила, что она досталась по наследству от прошлых хозяев; обещала доложить новому руководству и разобраться.

Приятный молодой человек по имени Антон ответил по номеру, указанному на плакате, который предлагал обучение английскому языку для школьников. Сначала просто записал данные, где была обнаружена о них информация; потом посетовал, что распространители их рекламы не всегда подконтрольны компании; далее признался, что это вынужденная мера: «Естественно, как любая другая компания, мы хотим быть ближе к нашей аудитории. Но у нас на протяжении четырёх лет нет возможностей делать легальную наружную рекламу. Мы готовы платить и делать всё по закону, но предписанные процедуры, система аукционов очень запутанные, нам не удаётся приобрести нужные нам рекламные конструкции. Это проблема, и, если она будет обсуждаться на какой-либо общественной площадке, я готов участвовать в этом».

Тема, как это часто случается, имеет больше граней, чем кажется на первый взгляд. Похоже, должно пройти немало времени, чтобы появились и заработали законы, которые смогут упорядочить стихию рынка товаров и услуг в нашей стране. И овцы будут целы, и волки сыты, осталось только дождаться.

Поделиться: