Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Ликбез \ Непрошенные эсэмэски

Непрошенные эсэмэски

 

«Вам одобрен кредит», «Дарим половину стоимости клубной карты фитнес-центра», «Услуги такси» и прочие «ценные» сведения, а время от времени ещё и звонки от автоматических или живых операторов – «сотовый эфир» рядовых граждан засоряется подчас помимо их воли. Можно ли это прекратить? Нашей газете в этом вопросе помог разобраться юрист коллегии адвокатов Андрей Шмелёв.

 


 

спам

 

Как попадают в сети спама?

По действующему законодательству (изменения в Закон «О связи» вступили в силу в конце прошлого года) рекламу по СМС могут присылать только тем абонентам, которые дали на это своё согласие. Исключение делается лишь для коротких сообщений от самих операторов связи или органов власти. Однако рекламщики идут на массу ухищрений, чтобы получить заветное согласие абонента.

Сегодня «подписаться» на рекламную рассылку можно, даже не заметив этого. Один из самых распространённых примеров – пополнение счёта мобильника через специальный автомат-терминал, когда пользователю по ходу дела приходится закрывать дополнительно всплывающие «окна». Одно из них может содержать галочку в поле «Согласен» в некоем длинном скучном тексте: например, в оферте на услугу пополнения счёта.

Карточки на скидки или бонусы в магазинах чаще всего выдаются в обмен на анкету, в которой контактный номер телефона является обязательным. Нередко бывает, что, согласившись на СМС-информацию о новых акциях в одном магазине, человек автоматически начинает получать рассылки от других, потому что те обмениваются номерами покупателей для расширения клиентской базы. Аналогично происходит при заказе товаров в интернет-магазинах, при регистрации на форумах - всюду, где просят оставить «номерок». Впрочем, и сами операторы мобильной связи нет-нет, да и бывают виноваты в утечке баз данных абонентов.

Как быть?

Самое простое решение для владельцев современных телефонов – установить специальное приложение – фильтр от спама. Есть и несколько традиционных методов избавления от непрошеных эсэмэсок.

По закону оператор мобильной связи обязан прекратить передачу рекламных сообщений с докучающих номеров по первому требованию абонента, причём абсолютно бесплатно. И не стоит поддаваться на уговоры подключить специальную (конечно, платную) услугу вроде «Стоп спам»: обеспечение чистоты «мобильного эфира» предусмотрено договором, который покупатель подписывает, приобретая сим-карту с номером. Обращаться лучше в письменном виде, так как бумага или электронный документ – уже веский аргумент в суде в случае упорства нерадивого поставщика услуг связи.

Ещё вариант – обратиться непосредственно к рекламодателю, от которого приходит спам. Но не по тому номеру, с которого он сыплется. Все координаты придётся искать в интернете, а обнаружив – попросить его удалить свой номер из базы (опять же, лучше письменно). Если выяснится, что абонент ненароком действительно «оформил» согласие на рассылку, ему может понадобиться лично приехать в офис фирмы и оформить бумаги: с клиентами расстаются обычно крайне неохотно. В любом случае «отписать» от ненужной рассылки обязаны: штраф за незаконную рекламу составляет от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ)!

«Тяжёлая артиллерия» в бою с мобильным спамом – жалоба в Федеральную антимонопольную службу, которая надзирает за соблюдением законодательства о рекламе. Обращение можно направить, например, через официальный сайт ФАС www.fas.gov.ru или по электронной почте delo@fas.gov.ru. К жалобе нужно приложить скриншот спама с данными сообщения, выписку по номеру в день поступления СМС и отсканированный договор оказания услуг мобильной связи.

Вариант «для ленивых» – специальный интернет-сервис smsnenado.ru. Абонент заполняет данные об СМС-спаме, а с рекламодателем сервис связывается и договаривается об «отписке» сам. Единственный минус – на каждое рекламное сообщение придётся писать отдельную заявку.

 

Поделиться: