Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Надежда Ребячая: "Веретейка - это крепко скрученная верёвочка

Надежда Ребячая: "Веретейка - это крепко скрученная верёвочка

 

С Надеждой Ребячей, руководителем фольклорно-этнографического коллектива «Веретейка» из Центра культуры и досуга «Факел», мы встретились у неё на даче. Здесь не было традиционных для огородников грядок с картошкой, помидорами и огурцами: только зелёный английский  газон и благоухание цветущей клумбы. В небольшом коридорчике дома сразу привлёк внимание домотканый половик. Надежда Николаевна предложила ароматный чай со свежесваренным вишнёвым вареньем.

 


 

CRW_2125

 

– Надежда Николаевна, этот домотканый половик на входе в дом, откуда он у Вас?

– Я его купила у мастериц. Но я и сама умею ткать на ткацком станке. Мы с участниками ансамбля получили этот навык в 2002 году, в Рязанской области, от 76-летней Анны Михайловны Дёмочкиной. Она показала нам, как заправлять ткацкий станок и работать на нём, и отдала старый мамин станок. Это был первый станок, привезённый нами из этнографической экспедиции. Потом мы заправили для работы ещё 11 ткацких станков в разных регионах России. Они сейчас находятся в школах, музеях, культурных центрах и частных коллекциях. Один из них – в нашем интерактивном кабинете «Светёлка» в «Факеле».

–У Вас так много интересных вещичек, этот сундучок у стены тоже «старинный»?

– Это покосный сундучок.Его брали на покос: ставили на телегу, и складывали в него еду. Просто так, в котомке, пищу невозможно было сохранить, ведь кругом много зверей, желающих поживиться. Я сейчас покажу вам ещё одну интересную вещичку. Смотрите, это обрядовая тарелка из Тверской области. На Руси было принято подавать на обрядовый стол пищу, не порезанную на куски. Считалось, что всё должно быть цельное, большое. На это деревянное блюдо укладывали целую приготовленную тушку птицы. В таком виде подавали её на стол, и уже потом резали. Присмотритесь, на блюде есть следы ножа. Первую такую обрядовую тарелку я увидела, когда мы были в экспедиции в Липецкой области, в селе Ратчино. И там нам рассказали об очень интересной свадебной традиции. В самый разгар торжества родственники невесты вносили на таком блюде жареную птицу. Это могла быть лебедь, вспомните, в русских песнях очень часто встречается образ белой лебёдушки, которая выплывает, как символ чистоты, невинности, девичества. Звучит свадебная песня, по кругу обносят блюдо с птицей, и вдруг, неожиданно, выходит кто-то из молодых мужчин, и вонзает в неё нож. Потом птицу ставят на стол, и делят на части. Это символизм. Такой же, как в русских песнях: плыла лебёдушка, и, откуда ни возьмись, появился ясный сокол, убил лебедь белую, и поплыли по волнам пёрышки. Это ведь всё свадебные песни. Девушка, выходя замуж, умирает как самостоятельная личность, как родительская дочь, и рождается – как мужняя жена. Она уже другой человек.

CRW_2409

– Как началось Ваше увлечение этнографией и фольклором?

– Я думаю, что это пришло из детства. Моя мама родом из украинской деревни, отец –нижегородской, я часто гостила у своих бабушек, в семьях много пели, видимо, оттуда всё и пошло. Сначала этнография и фольклор были увлечением, а потом стали профессией.

– А чем Вы занимались до «Веретейки»?

– По образованию я скрипачка. Я заканчивала оркестровое отделение музыкального училища, а потом училась в пединституте как дирижёр-хоровик. Более 30 лет преподавала музыку в общеобразовательной школе, и огромное счастье, что в одной из общеобразовательных школ мне довелось вести предмет «народная культура». Так, помимо музыки, я увлеклась этнографией, создала фольклорно-этнографический коллектив «Веретейка», который был школьным в течение 22 лет. Некоторые участники, окончив школу, продолжали заниматься в ансамбле. А потом старший состав ансамбля пригласили во Фрязино в «Факел». На базе «Веретейки» мы организовали семейную студию «Светёлка». Теперь нас 56 человек, и большая половина из них –фрязинцы.

– У вас очень красивые концертные костюмы. Они полностью воспроизводят русскую одежду прошлых веков?

–Это, скорее, повторение образа. Мы используем не домотканые, а мануфактурные ткани, шьём не вручную, а с помощью швейных машин, не пытаемся воспроизвести браный узор, потому что это очень сложно и трудоёмко. Стараемся повторить крой, подобрать подходящую тесьму или ткань. У нас есть костюмы, повторяющие образы Ярославской, Владимирской, Рязанской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, Смоленской, Архангельской, Московской, Тамбовской, Рязанской областей.У нас получился настоящий венок из костюмов разных регионов России.

CRW_2073

–Где Вы берёте песни для выступлений коллектива, тоже в экспедициях?

–Да, многие наши песни мы привозим из экспедиций. Когда начинаем интересоваться каким-то регионом, то изучаем разные пласты культуры: одежду, фольклор, особенности диалекта, манеру пения. Россия такая огромная, и очень разнообразная. Стараемся творчески отнестись к материалу и интересно его подать.

Недавно мы участвовали в форуме-выставке «Многонациональная Россия», который проводился в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня». Там мы показывали дефиле, свою коллекцию, и выступали как фольклорный коллектив. Участница нашего ансамбля Ирина Завизион, преподаватель, жительница Фрязина, написала для этого номера удивительные стихи: «Меж звёздами и росами Мир, населённый россами, Жил со времён старинных, непамятных, былинных. И россы, словно дети, Глядясь в красоты эти, К себе их примеряли, Веками выверяли, Свое искусство правили, В наследство нам оставили»…Звучала русская народная музыка, девушки в костюмах двигались хороводом. Номер получился очень красивый.

Главными нашими респондентами являются люди старше 80 лет. Но бывает и иначе. Вот, например, разговариваем о песнях с женщиной лет 60. И она начинает напевать любимую песню её отца: «Не один я бедный странник жил на крутом берегу, Занимался рыбной ловлей, починял я невода». Очень красивая песня, редкий пример молодецкой лирики.

– Как часто Вы ездите в экспедиции?

– У нас за плечами 15 экспедиций. Последние три года мы уже не предпринимаем поездок, потому что для их организации нужно много средств. Когда-то нас финансировал Щёлковский комитет образования. Мы писали заявку как коллектив, занимающийся этнографией, и нас субсидировали. Примерно 70% расходов нам выделяли из местного бюджета, а 30% - оплачивали родители детей. Выезжали на 10 дней группой примерно из 25 человек. Жили в школах. Куда бы мы ни приезжали, везде люди с пониманием, интересом, и даже гордостью предоставляли возможность у них гостить, потому что знали, что мы собираем и сохраняем их традиции.

– Кто придумал коллективу название «Веретейка», что оно означает?

– В словаре у Даля написано, что это высокий берег реки, не затопляемый при половодье, на котором водились весенние обрядовые хороводы. Когда я нашла это слово, оно мне показалось очень звучным и интересным по смыслу. Потом я это слово услышала в другом значении: «крепко скрученная верёвочка». Красивое, неизбитое, свежее, энергичное слово.

– Один из самых последних проектов Вашей «Крепко скрученной верёвочки» –дружба с сербами. Как всё начиналось?

– В прошлом году нас пригласили принять участие в совместной выставке и встрече с делегацией из Княжевца. Произошла встреча представителей администраций двух наших городов. Сербы привезли выставку подлинных народных костюмов и предметов народного творчества, мы тоже представили свою экспозицию. Мы общались, строили совместные планы, и они предложили нам приехать осенью на фестиваль традиций в Сербию. Мы приняли их приглашение, и не пожалели. В рамках фестиваля мы показали свою игровую интерактивную программу, выставку обрядовых полотенец, ткачество, и даже костюмы на манекенах. Побывали в школе, где ученики изучают русский язык. Они подготовили для нас концерт на русском языке. А потом мы поехали в горный район Свирлиг и вместе с местным танцевальным коллективом участвовали в концертной программе. Было очень весело, такое многоцветие традиций. Теперь ждём их к себе. Надеемся на дружбу и новые проекты между нашими городами и творческими коллективами.
Беседовала Елена МОРГУНОВА

Поделиться: