Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Марина Конычева: "Учитель - это навсегда"

Марина Конычева: "Учитель - это навсегда"

В преддверии Дня учителя наша газета побывала в гостях у педагога, которого своей второй мамой называют несколько поколений фрязинцев. Марина Конычева больше тридцати лет вводит во взрослую школьную жизнь первоклассников, опекая их и обучая всему, что понадобится в дальнейшем. О жизни, детях, педагогах и подлинном человеческом счастье состоялся наш диалог.

IMG__8303.jpg        

  - Марина Николаевна, когда вы поняли, что станете учителем, и никем другим?

- Ещё в детстве, когда в школу мы только играли. А потом была первая учительница, и годы, проведённые с ней, оставили во мне очень сильное ощущение любви и счастья. Мне захотелось возвращаться в эти чувства вновь и вновь, а их может дать только общение с детьми.

Я с самого начала знала, что буду учителем именно начальных классов. Малыши – самые чистые, самые добрые обитатели школы. Они верят тебе безоговорочно, и это доверие хочется всё время оправдывать.

- Какое впечатление от первых недель работы в школе было самым сильным?

- Школа - огромная! А мы - подруги, выпускницы педучилища, нам по 19 лет. Пришли к восьми утра в школу, стучимся, а сторож нас не пускает – девочки, говорит, приходите к началу уроков, нечего вам тут так рано делать. «Мы учителя, мы не ученицы!» - кричим.

- Сравните свой первый класс образца начала восьмидесятых и класс сегодняшний. Первоклассники стали другими?

- Конечно, это же дети двух по сути разных государств. Сегодняшние ребята менее агрессивные, более разумные, продвинутые. Но и менее увлечённые какой-то активной деятельностью. Технологии – дело великое, они определённым образом развивают, но дети сейчас почти все и всегда в своих компьютерах–телефонах. Раньше они были более самостоятельны,  кочевали из одного бесплатного кружка в другой, лето проводили в лагерях, и умели всё – петь, танцевать, шить, строить модели и ещё бог знает что.

Сегодня рукотворных шедевров от них ждать не приходится; всё чаще дети умеют только нажимать кнопки, привыкли всё делать по шаблону. А ещё они больше не испытывают пиетета перед учителем, общаются на равных - могут запросто попросить одолжить им пять рублей на какао из школьного автомата, например. Педагог больше не неприступный бастион, перед которым трепещут, а, скорее, старший приятель.

- Быть учителем может каждый?

- Учительский дар – это природный феномен, которым человек или обладает, или нет. Секрет в том, чтобы найти такие слова, которые объяснят сложные вещи простым языком каждому конкретному ребёнку со всеми его особенностями. С опытом это приходит к каждому, но есть счастливцы, которые с этим даром рождаются. 

- А какие качества несовместимы с вашей профессией?

- Путь в учителя заказан тем, кто считает себя истиной в последней инстанции, кто всё время «якает» и пытается проломить детей под себя. Даже маленький человечек – это уже личность, у него свой характер, свои реакции. Родители успели вложить в него семь лет привычек, навыков, это не чистый лист! Учителю нужно узнать их, посмотреть изнутри, найти подходящий именно ему ключик, чтобы не нарушить, не сломать, а помочь вырасти. Детей не выковывают, а взращивают. Они не просто усваивают уроки учителей, они воспитывают друг друга и нас тоже!

Родителям всегда надо помнить, что всё, что они проявляют к своим детям, им рано или поздно будет возвращено. Это только кажется, что дети ничего не понимают и не замечают. Они, конечно, в силу нехватки жизненного опыта не всё могут объяснить, но вбирают в себя происходящее вокруг. Малыши транслируют в классе то, что у них творится дома, и мы, педагоги, невольно узнаём такие семейные тонкости, о которых и говорить неловко. Такая профессия…

Педагог начальных классов просто обязан непрестанно вкладывать в учеников то, что им пригодится в жизни. Помимо знаний. Я, например, стараюсь учить ребят быть добрыми. В школе говорят, что мои классы сразу можно узнать именно по этому признаку – они очень дружные и отзывчивые. После уроков они всем классом идут гулять, не хотят расставаться. Эта школьная дружба часто остаётся и во взрослой жизни, это я знаю по своим выпускникам, которых вижу вне стен школы.

- Как вам удаётся научить ребят дружить?

- Первым делом я учу их друг друга не обижать. Наша цель - исчерпать конфликт в самом начале. Сильный не тот, кто всех победил, а тот, кто оказался мудрее и великодушнее. Каждый раз, когда в классе начинается заварушка, я объявляю брейк и мы вместе разбираем, что произошло. Они взрослеют, учатся останавливаться и снимать взаимную накрутку агрессии.

Разделять класс на «группировки» я не позволяю, произвожу разъяснительную работу: «Ты же в своём классе, здесь все – твои друзья. Что бы ни случилось – сломался карандаш, потерялась сменка, расшиб коленку – тебе каждый поможет. А если ты будешь делить их на друзей и врагов, на кого сможешь положиться?». Задумываются. Начинают беречь хорошие отношения.

В чём специфика учеников начальных классов? Они приходят в школу с позиции «я», а мне нужно научить их мыслить категорией «мы». Класс состоит из разных ребят, но он должен быть единым, прощающим недостатки слабых и гордящийся достоинствами сильных. Практика показывает – такой подход работает.

- Что бы вы посоветовали молодым учителям, только начинающим свой профессиональный путь?

- Старайтесь стать ученикам по-настоящему близким человеком. Вам предстоит открыть им новый мир; сделайте так, чтобы он был для них прекрасным. Полюбите их и позвольте полюбить себя.

- Как быть, если взаимопонимание не налаживается?

- Говорите с ними. Очень полезна игра наоборот, я и родителям советую её для домашнего использования. Поменяйтесь на время с ребёнком местами – пусть он будет вами, а вы им. Дайте ему показать вас такими, какими он видит – уверяю, узнаете много нового, увидите себя с иного ракурса. Позвольте детям учить вас чему-то, что вы делать не умеете, это сделает их более терпеливыми, взрослыми.

- Главное качество учителя – это…

- Доброта.

- Самое сложное в работе педагога – это…

- Полюбить каждого ребёнка, как родного, позволить ему открыться  и довериться, и донести до него всё самое доброе. Зарядить этим его на всю последующую жизнь.

- От чего надо категорически отказаться, если идёшь в профессию учителя?

- От плохих привычек - в первую очередь, разбрасываться словами. Надо настроиться на то, что за собой придётся ежесекундно следить и вести себя как образец для подражания. Задвинуть свой эгоизм подальше. Отказаться от лени и хандры. Что бы ни случилось, даже если с утра нет желания поднимать голову с подушки – соберитесь, отбросьте всё мрачное, и несите в школу только любовь и свет.

- Каков самый главный учительский приз?

- Желание учеников приходить к тебе снова и снова. Счастье – это когда твои вчерашние выпускники приводят в школу своих детей, и хотят, чтобы их учила снова ты. Это – высшее признание и доверие, ради которого и стоит быть учителем.

СПРАВКА:

Марина Николаевна Конычева

Родилась во Фряново. По окончании Ногинского педагогического училища в 1983 году по распределению поступила на работу в среднюю школу №6 г. Фрязино. Четыре года спустя перешла в новую школу №7, где и работает по настоящее время. Высшее образование получила в Орехово–Зуевском педагогическом институте.

Награждена почётной грамотой Министерства образования Московской области, является автором методических пособий (рабочих программ НОО в рамках ФГОС).

Поделиться: