Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Ирина Коновалова: "Другой жизни мне не надо"

Ирина Коновалова: "Другой жизни мне не надо"

Директор МОУ лицей города Фрязино, депутат городского Совета, энергичная обаятельная женщина Ирина Коновалова окружена тысячью забот одновременно. Тем не менее, она выкроила из своего плотного графика час для беседы с нашей газетой. О работе, городе, судьбе и многом другом получился наш разговор.


KONOVALOVA

– Ирина Николаевна, депутат, руководитель, педагог, женщина, мама и бабушка – которая из этих ролей для Вас сегодня главная?

- Не могу ранжировать – все очень важны, одна дополняет другую. Если хотя бы одно из этих звеньев убрать, нарушится весь мой жизненный порядок. Как депутат, я могу решать проблемы школы; мои дочки тоже учились здесь, и, воспитывая чужих детей, я всегда помню о своих; я счастлива в семье. Все эти роли – мои, каждая доставляет мне радость, и без них своей жизни я не представляю.

- На такой насыщенный ритм жизни Вы были настроены с детства?

- Да, у меня всегда было много интересов. Мечтала быть учителем, космонавтом, дворником и библиотекарем. В итоге победил учитель (смеётся). У меня было очень счастливое октябрятское, пионерское и комсомольское детство; тимуровский девиз по жизни «Нести людям радость» я переняла от собственных учителей. Наша школа носила имя Аркадия Гайдара, я была в ней Тимуром, это большая общественная работа; то, что мы делали, было одинаково нужно и нам, и другим людям.

Очень рано я приучила себя всё время иметь под рукой блокнотик, чтобы записывать туда дела, задачи, идеи, упорядочивать планы. Закалку продолжила и семейная жизнь: так как замуж я вышла за военного, нужно было всегда быть готовой в одночасье сорваться и переехать в новое место, а там начинать с нуля. Собственно, кочевая жизнь и определила мой выбор профессии – учитель нужен везде.

Когда-то, посмотрев фильм «Сельская учительница» с Верой Марецкой в главной роли, я решила: буду учителем (и чтобы было так же трудно и интересно, как в фильме). По иронии судьбы, и трудного, и интересного на мою долю выпало достаточно: по распределению мужа после Академии мы поехали в Азербайджан. Это было на рубеже девяностых, когда рушился Союз – я преподавала историю ребятам в ауле, условия были непростые; дальше – больше: мы оказались в Грузии во время военного положения, смены власти… Нашей семье довелось «служить» не только в Закавказье, но и в Белоруссии, в Польше, причём не в самые спокойные времена. А дети? Да они везде одинаковые, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Во Фрязино мы переехали в 1996-м, когда муж из армии перешёл в ведомство МЧС. Оказавшись впервые в нашей школе, пришла в ужас: огромная, непонятная, отделанная в стиле советского модерна, паркет дыбом… Но эти эмоции сразу стёрлись, как только я начала работать. С ребятами быстро сошлись на почве любви к прекрасному – создали школьный театр-буффонаду «Дети Солнца», который стал очень популярным в городе в конце 90-х годов. Фрязино мгновенно стал родным.

- Когда пять лет спустя Вас назначили директором лицея, что оказалось самым трудным?

- Каждый, кто впервые становится руководителем, неизбежно открывает для себя вещи, которые очень сложно совмещать: быть начальником (с высокой мерой ответственности) и оставаться человеком. Самое трудное для меня до сих пор - держать дистанцию и помнить, что я начальник, и подчас принимать жёсткие решения, противоречащие моей человеколюбивой натуре. Но мне нужно оправдывать ожидания коллектива, который меня поддержал, и эффективно организовывать работу лицея.

- Вам необязательно совмещать работу директора и учителя, но Вы продолжаете это делать. Почему?  

- Я люблю приходить на урок, здороваться с ребятами и начинать рассказ; люблю свой предмет: в нём раскрывается Личность, а знание истории необходимо не только для её всестороннего развития, но и воспитания - гражданина, патриота, человека. Учить видеть перспективу, прослеживать исторические закономерности, знать факты, предугадывать наперёд, не бояться думать и высказывать своё мнение – это нужно уметь!

- Ко всему прочему, Вы уже десять лет - депутат. Зачем Вам понадобилась дополнительная нагрузка?

- На «социалку» приходится львиная доля расходов муниципального бюджета. Чтобы ими грамотно распоряжаться и направлять средства туда, где они нужнее всего, в Совете депутатов должны быть люди, знающие проблемы не понаслышке. Не зря во Фрязине так много депутатов-учителей и врачей: работа властей должна иметь не популистскую, а социальную направленность. Например, в нашем городе удерживается одна из самых лояльных в области цен на содержание детей в детских садах, школьники обеспечиваются питанием, работают различные программы по защите малоимущих. Это работа депутатов.

Ещё одна грань депутатской работы – законодательная, в сфере нормативных актов. С одной стороны, напрямую проблемы мы не решаем, но от скорости и качества законотворческой работы зависит жизнь города на практике. Так, например, некоторое время назад (именно благодаря вовремя и грамотно сформированной нормативной базе) нам удалось обеспечить улучшенным жильём несколько многодетных семей, ветеранов ВОВ, сирот.  Не будь среди депутатов врачей и учителей, сколько бы городу пришлось ждать строительства нового корпуса больницы, её оснащения, ремонта детской поликлиники, ремонта и строительства садиков, школ? Меня поразила точностью вековая актуальность слов Омара Хайяма: «Когда на школу не назначена цена, просить у власти хлеб она должна. Наверно, школа плохо власть учила, что милостынею жить принуждена». Это мой ответ на вопрос, что значит для меня быть депутатом.

- Какие социальные проблемы в городе, на Ваш взгляд, стоят сейчас наиболее остро?  

- И тут ранжировать нельзя. Социальная сфера – всеобъемлюща. Попробую объяснить. С каждым годом остаётся всё меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны. Эти люди - «золотой запас», который мы обязаны хранить, они – олицетворение нашего славного прошлого, на их примере мы ещё можем воспитывать детей. Им поддержка нужна в первую очередь.  А как же тогда быть с нашим будущим, с детишками, которые подрастают на смену ветеранам? Их надо кормить, учить, воспитывать. Как быть с инвалидами, как им жить в современном динамичном обществе? Старик, мама с коляской, инвалид – они должны иметь возможность свободно передвигаться по городу, а не становиться «вторым сортом»!  Пандусы, поручни, низкие пороги, широкие двери, лифты, дороги, тротуары, скверы, игровые площадки, больницы и образование  – из этого складывается среда обитания, которая должна быть доступной.

Школы и детские сады нуждаются в серьёзном ремонте. Хорошо, что в этом году будут решать проблемы школы №2, уже несколько лет подряд солидная доля бюджетных средств идет на ремонт СОШ №1; наш лицей попал в сотню лучших образовательных учреждений Подмосковья, а заодно в губернаторский реестр на капремонт – надеюсь, скоро мы его дождемся. Но вот проблема: ремонтируя ежегодно одно-два образовательных учреждения, как помочь другим не рассыпаться совсем?

Нужны ли нам спортивные площадки в микрорайонах, нужен ли городу парк? Очень хочется, чтобы наш город был красив, ухожен, чтобы были зоны для отдыха и шопинга. Что поставить на первое место, где взять средства?

В нашем городе очень многое удаётся осуществить с помощью предпринимателей, только в союзе с ними решение проблем города приобретает реальные перспективы. Например, большое уважение и благодарность я испытываю к Григору Валерии Агекяну – он, не раздумывая, приходит на помощь и подхватывает самые тяжёлые участки работы, будь то брошенные детские сады, ремонт и строительство в больнице или помощь школам и храмам.  

Местное самоуправление подсказывает, бизнес делает – этот тандем очень эффективен. Это традиция, которая прорастает вновь, потому что жалеть нуждающихся и помогать им – наша национальная черта, её нельзя выжечь ни войнами, ни революциями.

- Ирина Николаевна, какие добродетели в людях Вы цените больше всего?

-  Честность и открытость.

- Ваше любимое занятие в свободную минуту?

- Свободное время -  внукам, книгам, орхидеям.

- Если бы можно было начать жизнь заново, Вы бы хотели прожить её иначе?

- Нет. Это моя жизнь, и я её люблю.

- Ваши любимые литературные герои?

- Жертвенная и женственная Джейн Эйр, пытливый Шерлок Холмс, упрямый Антон Городецкий.

- Способность, которой бы Вам хотелось обладать?

- Летать. Крылья раскинуть и полететь.

- Если бы Вы поймали золотую рыбку, какие три желания загадали?

- Мир во всём мире. Пусть мама будет здорова. А третьего нет, всё остальное я сделаю сама.

 

Беседовала Ольга  Соболевская

Поделиться: