Будьте в курсе самых актуальных событий города.

Стали свидетелем событий? Сообщите нам об этом.

Предложить новость

Главная \ Персона \ Александр Ларичев: "Образование - это воспитание личности"

Александр Ларичев: "Образование - это воспитание личности"

Свою работу Александр Ларичев знает досконально. Сегодня он – руководитель структурного подразделения Московского областного профессионального колледжа инновационных технологий или, раньше, Фрязинского техникума электронных приборов (ФТЭП). Придя туда на должность воспитателя общежития в 1987 году, Александр Анатольевич прошёл весь путь от молодого специалиста до руководителя образовательного учреждения. О том, насколько сегодня, спустя много лет, востребованы техникумы и технические специальности и состоялся наш разговор.


DSC_3403

– Александр Анатольевич, в своё время создание фрязинского техникума было чуть ли не историческим для города событием. Это так?

– Да, конечно. Приказ Главного управления учебных заведений Наркомата электропромышленности СССР об организации Фрязинского техникума был издан 23 июня 1945 года. Именно эта дата и считается Днём рождения техникума... Можете представить, какое это было время: кругом разруха, голод. Страна нуждалась в скорейшем восстановлении промышленности, заводов, и именно в это сложное время остро встала проблема подготовки квалифицированных кадров.

На момент создания наше учебное заведение называлось Щёлковский электровакуумный техникум и располагалось на территории Гребневской усадьбы. В 1965 техникум перешёл в ведение Министерства электронной промышленности и был переименован во Фрязинский техникум электронных приборов. А в 1976 году он переехал сюда, на Окружной проезд, в новое просторное здание и получил статус всесоюзного техникума. При учебном заведении было открыто большое общежитие на 720 мест, которое практически всегда было заполнено студентами со всех концов страны. Наши педагоги готовили кадры не только для Российской Федерации (я не говорю уже про Московскую область), но и для Казахстана, Азербайджана, Армении и других союзных республик.

– Каким Вы запомнили техникум в начале Вашей работы?

– Большое здание, более 11000 кв. м. Много ребят. В то время в техникуме училось 1100 человек.  Я пришёл в него в 1987 году после армии. К тому моменту уже закончил Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности радиоинженер. В техникуме работали педагоги высочайшего всероссийского уровня. Они готовили специалистов по направлениям: полупроводниковые устройства, электровакуумные устройства, микроэлектронные устройства, общая электроника и радиоаппаратостроение. Техникум активно развивал политику государства по подготовке национальных кадров.

– Тогда ребята охотно шли учиться в техникум?

­­– Это было особенное время. Интеллектуальный потенциал города всегда был очень высок. Дети росли в окружении электроники. В городе существовало множество кружков радиоэлектроники, станция юного техника на базе Дома пионеров. Вместо игрушек мальчишки играли с транзисторами и микросхемами, паяли простейшие детекторные приёмники и настраивали сложные усилители для электрогитар. Их родители и родственники работали на «Истоке», «Платане», ФЗМТ, «Циклоне», ИРЭ РАН и других предприятиях, связанных с электроникой. Поэтому подрастающее поколение зачастую даже не задумывалось над выбором профессии – они продолжали пополнять нарождающиеся династии электронщиков. Можно смело утверждать, что во Фрязине собрался интеллектуальный потенциал страны в области радиотехники и электроники.

Кроме того, в то время существовал чёткий путь становления специалистов. Ты заканчивал обучение, понимая, что тебя ждут на заводе; приходил на предприятие молодым техником или инженером и в течение многих лет имел возможность совершенствовать мастерство как в науке, так и на производстве. За годы обучения техникум выпустил более 12 000 специалистов. Большая часть из них работает в нашем городе, на наших предприятиях, в электронной отрасли.  Во времена, когда техникум принадлежал Министерству электронной промышленности, мы готовили кадры, как говорится, под заказ. Предприятия со всего Союза подавали заявки на подготовку специалистов определённых направлений. Порядок и объём подготовки кадров был чётко определён и регламентирован Министерством электронной промышленности. Поэтому процент трудоустройства выпускников был не только очень высок, но и жёстко профилирован по направлениям подготовки.

В 1990-е годы, в связи с распадом СССР и системы отраслевой подготовки кадров, процесс обучения потерял конкретную привязку к потребностям предприятий, многие из которых перешли из государственного подчинения в частную собственность. Сегодня ребята учатся и не знают, что с ними будет дальше, где они смогут найти применение своим знаниям и умениям…

– Это время стало переломным для многих отраслей, электронная промышленность, видимо, не стала исключением?

– Да. Нелегко было всем. Техникумы стали рассыпаться на глазах, так как пропала востребованность технических кадров. Многие предприятия закрылись. Производить радиоэлектронные системы и компоненты зачастую стало невыгодно, так как дешевле было купить, например, в Азии уже готовую продукцию. В период с 1991 по 1994 годы более 90% молодых педагогических кадров ушли из техникума в бизнес, так как зарплату не платили месяцами, да и её уровень оставлял желать лучшего. Общежитие опустело и в 1997 году было передано на баланс городу. В это же время в стране произошёл серьёзный демографический спад. Детей стало значительно меньше. Из 1100 студентов в техникуме осталось менее 200 человек.

– Но сегодня даже Президент говорит о важности возрождения технических специальностей, о создании образовательных кластеров. Престижность технического образования возрождается?

– Безусловно, потребность в технических кадрах возрастает. Однако для существенного наращивания объёмов необходимы серьёзные материальные вложения. Сегодня для того, чтобы максимально качественно подготовить учащегося нам необходимо полностью обновить техническую базу техникума. Сегодня такое раритетное оборудование вы не найдёте ни на одном предприятии. Наши ученики изучают современные приборы только по картинкам. О каком дальнейшем трудоустройстве таких выпускников может идти речь?

В современных условиях нам необходимо максимально активно налаживать работу с городскими предприятиями. Сегодня мы достаточно плотно сотрудничаем только с двумя – ОАО «НПП «Исток им. Шокина» и ОАО НПП «Циклон-Тест». Нам удаётся проводить практические занятия на их оборудовании. Старшие курсы половину учебной недели уделяют именно практике в рамках дуальной системы подготовки кадров. Огромную помощь в налаживании связей с предприятиями города нам оказывает муниципальное учреждение «Дирекция наукограда Фрязино». Мы готовы к взаимодействию не только с предприятиями радиоэлектронного профиля, но и с предприятиями сельского хозяйства, строительства, сервиса, услуг, ЖКХ и обслуживания населения.

– Александр Анатольевич, а что бы Вы сделали первым делом, если бы имели безграничные финансовые возможности?

– Первым делом починил бы крышу!!!  Средств на обслуживание такого большого здания катастрофически не хватает. Затем обновил бы материально-техническую базу – очень не хватает и новых приборов, и стендов, и даже самых простых расходных материалов (платы, элементной базы, припоя и т.д.).

– А если бы Вы стали министром образования, каким бы было Ваше первое распоряжение?

– Честно говоря, от этой должности я бы отказался. Но представить можно. Первым делом я бы вернул в школы трудовую подготовку. Ребята не умеют ни гвоздь забить, ни доску распилить, ни резьбу нарезать, ни провод припаять. Детей надо учить трудиться, иначе они вырастут потребителями. Мы в своё время в школах учились обрабатывать металл, класть кирпич, строить скворечники, мы мыли полы, убирали мусор, сажали деревья.

Дальше. В городе нет системы общедоступного спорта. Все силы направлены на достижение высших целей: либо чемпионы, либо никак. Это неправильно. Растёт поколение больных детей. Раньше в каждом дворе была хоккейная или футбольная коробка. Только при нашем учебном заведении существовали команды лыжников, волейболистов, футболистов, спортивного радиоориентирования на местности и т.д.

Также я бы направлял учащихся старших курсов техникумов к школьникам, чтобы показывать им «чудеса» радиотехники, например, как быстро собрать простейший детекторный приёмник и настроить его на какую-нибудь радиостанцию. Это пробудило бы интерес к научному творчеству.

– С каким девизом Вы идёте по жизни?

– Считаю, что главное – относиться ко всему ответственно и правильно расставлять приоритеты. В образовании действует принцип медицины – не навреди. Ну, и хотелось  бы соответствовать принципу – опереди. Мы должны обучать детей так, чтобы они могли работать на любом, даже самом передовом оборудовании. Ведь они – наше будущее. 

Поделиться: